Главная / Фразы и афоризмы / Суть афоризмов
Афоризмы Роберта МузиляЗАМЕТКИ (17 ноября 1935) К понятию гения. |
в личности стимулы (доминирующие...) В идее _нужно_ (пред. страница), однако, _разделять значения_: Представление. Максима (принцип). Обусловленные
преобладающим аффектом родственные круги мысли, типичные мыслительные ходы: по сути, духовное поведение в целом, но внутри неких окказионально заданных границ. Имеется в виду не само поведение, а содержание его.
Человеком движут, управляют им аффекты и идеи.
Часто употребляемые значения: понятие, идея (?) в платоновском смысле. Мыслительное вообще. Мысль, ведущая и основная мысль, ведущее представление, понятие разума, содержание мысли, воззрение, взгляд, мыслительный образ, духовный образ
Исходный пункт: жизнь сообразуется с аффектами - а не с идеями! Это неприязнь... начало психологии чувств Это односторонность. Признак присутствия морали. Можно было бы заключить: идеи суть упорядоченные аффекты. Этим, однако, самое главное, решающее не сказано: сущность этого порядка. Само по себе это правильно; идеи возникают из аффектов, аффекты подвержены влиянию идей. Это отношение взаимодействия, в различных степенях и функциях. - Мой интерес направлен не на его психологию. Это интерес содержательный. Порядок зависимых от чувств идей. (Тут как раз надо с чувством.) Если этого порядка нет: вперед, назад и т. д.
Бляй (правда, еще молодой Бляй) /"Жизнь", 294/ говорит: большой литературе для опоры нужна доктрина. Вот почему сегодня писателитолько фрагментисты, а литература всего лишь дополнение. Примеры самовредительства через занятия философией: Гельдерлин, Блейк. Называет свое кредо: радикальный классицизм. Знаменательным образом в подтверждение цитирует, помимо Данте, еще и Шекспира. Восхваляет в Суинберне - 270 - то, что у него за самим художественным выражением забываешь, почти не воспринимаешь то, что выражается. При этом само это художественное выражение описывается как немузыкальное, создающее непрочные, рассыпающиеся представления. 268: Гюго, Броунинг, Бодлер, КардуччиВерлен, Георге, Гофмансталь, Борхардт.
А что, если назвать всех этих "совершенных" поэтов явлениями периферийными и даже запериферийными? Чистые патетики? Еще лучше: чистые жестикулянты? Верно, что вся их сила свободно (и, что важнеене раздробленно) направляется на созидание образов. Но разве только эта красотакрасота? Тогда не было бы красоты во всех поколениях, а только на каждые 3 - 5 столетий. Нет образа без содержания. Так и их образыони изменяют содержание времени. На свой, особый, - возможно, уже чуть тронутый тленом? - лад. Но этот принципБляя и, возможно, Борхардтасо всею очевидностью противостоит моему, представленному в речи о Рильке, принципу содержания, способного к саморазвитию, самовозвышению. Где у Борхардта готовое содержание? Только фиктивное, как у Георге.
Воспоминание: как я бросил лирику, потому что мне казалось, что |
Дата публикации: 8 Марта, 2010
Прочитано: 3758 раз
< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | > |