Главная / Фразы и афоризмы / Суть афоризмов
Афоризмы Роберта МузиляЗАМЕТКИ (17 ноября 1935) К понятию гения. |
двумя юношами 16-ти и 18 лет.) Как увязать друг с другом: а) чувство, владеющее каждым, что над ним висит угроза сурового уголовного наказанияэто должно действовать запугивающе б) с тем, что угрозы эти не предотвращают преступлений? - Потому что преступления
эти приходят из больших чисел. Среди стольких миллионов человек в любое время сыщутся несколько, на которых причинноследственная связь угрозы не действует: например, необузданные подростки, а именно они такие преступления и совершают. Запугивание существует для нормы, но не для ненормальности (ненормальность в данном случае не означает патологию).
О тщеславии художника. Анекдот по известному образцу ("Таг"): знаменитый тенор замечает: "Настоящий гений всегда скромен. Бывают часы, когда я то и дело спрашиваю себя, действительно ли я величайший в мире певец". Так вот: быть или по меньшей мере стать (в юности) величайшим певцом, поэтом и т. д. - это мысль, которая, наверно, затрагивает каждого. Когда ктото говорит: я всего лишь маленький человекесли это не реакция, не обида на какуюто неудачуто это скорее исключение, чем правило. Но мне при этом вот какая сторона вопроса бросилась в глаза: если ответ заведомо столь же бессмыслен, сколь и почти неизбежен, не следует ли из этого, что сам вопрос поставлен неверно?! То естьчто "величайший", "первейший" и т. п. суть всего лишь подтасовка вопроса о том, "велик" ли ктонибудь или нет? Можно быть великим, но не величайшим (см. речь о Рильке, скаляр и пр.). Виной всему суета и прочие социальные взаимосвязи.
И у плохих художников бывают хорошие мотивы и намерения. См. т. 1, "Человек без свойств". Фюрст в качестве примера упоминал Земпера. Старые заметки о Шарлемоне и об антологиигде?
Аплодисменты. См. т. 2 "Человек без свойств" (ВальтерКларисса - Ульрих). У меня с самого начала было чувство, что аплодисменты адресованы не мне, не имеют непосредственного отношения ко мне и тем, к кому я обращался, - чувство было такое, будто я нажимаю на кнопку и включаю аплодисменты. Во времена Гете, скорее всего, думали так: встреча с добром, или вот встреча с добром, и лишь дополняли это сетованиями на нерешительность и т. п. Сегодня же мы видим в этом явление социальное (правда, не все): и в этом тоже выражается переход к новым взаимоотношениям между индивидуумом и массой.
Форма для афоризмов: в иных случаях может быть и такой, напр.: Я и общество I. Художник и тщеславие 1.... 2.... . .
А уж дальше, в отдельных публикациях, пронумерированное (или нет) распределение по вопросам.
Группы афоризмов: Раса гениальности и глупости Можно ли воспитать гениальность? Глупость можно.
Вопрос: Не кроется ли проблема в том, что плохие художники одной эпохи в качестве образцов для подражания из предыдущих эпох неизменно избирают хороших художников, |
Дата публикации: 8 Марта, 2010
Прочитано: 3759 раз
< | 1 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | > |
Это интересно
Внимание! До старта осталось три минуты! Иванов готов? В каком смысле? |
Товарищи! За последнее время мы добились так много, что многие уже мало что понимают. |
Ночью опять стреляли. Одна пуля залетела на кухню, разбила чашку. |
Да, Люся, я съел эту конфету. |